Рим

1. Старт
У римлян есть куча недостатков на старте, мы постараемся их максимально сгладить. Не стоит регистрироваться сразу на старте сервера, оптимально подождать несколько дней, вы ничего не потеряете…
Итак, регистрация прошла успешно, запустив первые квесты, есть смысл взглянуть на соседей, осмотреться по округе, если рядом есть неплохие 15ки и оазисы, то можно считать что вы удачно приземлились. Покупаем золото и включаем плюс на все кроме атаки и защиты. Продолжаем выполнять квесты, выбираем путь торговца, параллельно нужно поднять тайник, уровень и кол-во тайника(ов) определяется периодичностью онлайна…
Многие рекомендуют построить пару тройку легионеров и сразу отправлять их на фарм, мы не будем торопиться, идем спокойно на рынок меняем ресурсы НПС торговцем на дерево и выставлем на рынок в соотношении 1 к 2, обмен следует производить на тот ресурс, который пестрит в графе предложения, на старте это как правило железо, то же самое относиться и графе спрос, если вначале почти всегда ищут дерево, то потом оно постепенно сменяется на глину и железо, но опять же это вопросы будущего и профессиональной торговли. Прибыль, которая будет идти за счет такого обмена, делиться пополам, половина вкладывается в развитие рынка(10 уровень) и деревни, другая половина обменивается и выставляется на продажу. Цель торговли – развить ресурсную базу и выйти на постройку и развитие военной. Желательно получить максимально возможную прибыль в период нубзащиты, чтобы начать постройку армии, еще находясь под ней.
Основное преимущество Римлян перед другими народами – одновременное строительство полей и построек в центре деревни. Пока Германцы и Галлы строят 1 постройку в центре деревни, Рим успевают развить поля добычи ресурсов, опция плюс добавляет возможность поставить в очередь еще одну, третью постройку. Если это здание то оно встанет в очередь за зданием, если это ресурсное поле, то соответственно за строящимся полем. Говоря языком цифр, отстройка деревни занимает ~15-20 дней (имеется в виду ресурсная база и минимально необходимая инфраструктура, на долгостроях используется золото) у немцев и галлов, римлянин строит все тоже самое в полтора раза быстрее. 
Данное преимущество приносит очевидную выгоду только при наличие ресурсов и ваша главная задача, обеспечить их поступление. На начальном этапе игры, инструментом может быть активный и результативный фарм, впоследствии когда деревень будет несколько, можно отстраивать здания исключительно на собственной выработке ресурсов, а прибыль с фарма использовать на постройку армии. 
Примерный порядок застройки(3,4 и тд деревень):
- 2 поля + ГЗ до 10 уровня
- 2 поля + склад до 10 уровня
- 2 поля + амбар до 6 уровня
- 2 поля + рынок 
Приоритет постройки склад+амбар+ГЗ, определяется необходимым объемом для повышения уровня ГЗ. Поля строятся до 5 уровня.
- 2 поля + Мукомольная мельница до 3 уровня
- 2 поля + ГЗ (Главное здание до 15(20) уровня поля все по одному виду до 10)
После поднятия по одному из полей до 10 уровня:
- 1 поле(кроп) + 2 завода
Заводы строим до 4 уровня.
После отстройки заводов, поднимаем все поля до 8 уровня, мельницу до 10, заводы до 5 и достраиваем поля до 10 уровня. На уровне полей 7-8 уровня, начинаем строить резиденцию, профильную инфраструктуру деревни и выполняем условия постройки ратуши и торговой палаты. Стена строиться по необходимости.
Стартовая деревня:
- квест, при выполнении квеста ознакомьтесь на форуме, с необходимыми постройками, за счет даблстроя вы сможете досрочно отправлять здания в стройку и проходить квесты «заочно», недостаток ресурсов покроет НПС+торговля.
После отстройки полей до 7 уровня, следует уже иметь резиденцию 10 уровня, культуру и поселенцев, знать координаты будущей столицы.
Столица(15ка):
- 2 кроповых поля( всегда) + склад, амбар(соотношение 1 уровень склада, на 2-3 уровня амбара)
- 2 поля + казарма, академия, конюшня
- 2 поля + резиденция( позже она сноситься и ставиться дворец, делается это для более быстрого и менее затратного заселения третьей деревни)
После заселения 3 деревни поднимается инфраструктура и продолжается развитие.
Первый оазис береться на 7-8 уровне кроповых полей, второй 10-11 уровне, третий – исходя из наличия ресурсов и оазиса.
Поля отстраиваются до 10 уровня, кроп меняется НПС на рынке. 

2. Путь оффера
Деревня развивается, торговцы постоянно в дороге, пора заглянуть в казарму.
Включаем плюс на атаку…
На «честно» заработанные ресурсы торговлей, строим 9-12 легионеров, изучаем карту, нас интересуют римские аккаунты с населением не более 20 и брошенные аккаунты с населением 2, отправляем туда по 3 легионера, постепенно расширяя зону внимания до 7 клеток, за счет добычи фармотрядов увеличиваем кол-во легионеров до 90. Фарм группа состоит из 3 легионеров(увеличение проводим исходя из целесообразности, юнитов должно быть ровно столько чтобы забрать все имеющиеся свободные ресурсы). 
На данном этапе очень полезно пользоваться ресурсами по поиску мертвых аккаунтов.
Прелесть Рима на данном этапе заключается в том, что все типы войск изучаются в академии 5 уровня. Некоторые сразу делают ставку на таверну с героем, преторианцев и конницы императора , мы пойдем другим путем – изучаем разведчиков, делаем 3-5 штуки и продолжаем клепать легионеров до заветной цифры. Фармить с разведчиками гораздо приятнее, эффективнее и что очень важно, безопаснее.
Условие выполнено, имеем 90 легионеров, разведчиков, наступило время показать соседям «зубы», идем в академию и изучаем империанцев. 
Повторяем все то же самое, но теперь уже отсылаем разведчиков в гости к немцам, вокруг которых вам есть чем поживиться (они неактивны, либо случайны), для атаки галлов необходимо немного разжиться армией, потому как попадаются злостные капканщики. Вообще выбор кормушки сугубо индивидуальный вопрос для каждого конкретного случая, это может быть любая деревня не имеющая защитников, принадлежность оной к чему либо не играет никакой роли и Ваши разведчики с удовольствием предоставят информацию о таких деревнях.
Численность фарм группы и итогового кол-ва легионеров может быть у каждого индивидуальной, лично я остановился на 90, только потому, что после постройки империанцев и поднятия стены, легионеры являются идеальным орудием для «приема» галльских громов, которых достаточно проблематично ловить на возврате пехотой, постройку коней предпочтительно начинать в столице.
Небольшое сравнение империанца и конницы императора.
Плюс пехоты:
цена в академии, пехота +
цена за единицу, пехота +
скорость постройки, пехота +
цена потери, пехота +
потребление кропа, пехота +

Плюс коней:
отлов дубин, конь +
скорость, конь +
грузоподъемность, конь +

Для фарма скорость на мой взгляд не важна, необходимо выстроить цепочки и большой разницы не будет, кони ходят 1 раз в 30-60 минут или пехота...
Кол-во уносимых ресов перекрывается с лихвой кропом и ценой коней. При просовывании дефа в группе империанцев будет меньше потерь, чем у коней. Да и противопех(друиды и паладины) появляются на порядок позже фаланг и копей.
Есть конечно дыра в логике - это преторианцы, но они крайне медлительны и оперативно их не просунешь.

Количество империанцев определяется только Вашей кровожадностью и онлайном, опять же кроп тоже даст о себе знать…
Если вам удастся занять столицу неподалеку от стартовой деревни, то впоследствии она будет идеальным прототипом для оффовой деревни.
Безоблачное существование может быть немного нарушено, активными либо «псевдоактивными» соседями, рассмотрим варианты контрмер по их успокоению:
- Немцы, наиболее опасны на старте, они грабят ваши тайники, имеют дешевую и быстростроящуюся армию, за счет грабежа тайников их юниты всегда возвращаются с добычей и развитие идет более динамично, наша задача не конкурировать с ними, нам нужно отвадить их от себя и желательно от наших кормушек. В случае регулярных заходов к Вам, есть два варианта, держать склады на уровне близком к нулю(активное НПС) и ловля на возврате, идеальным ловцом дубин будет герой из Конницы императора, открываем калькулятор считаем время хода дубин от нашей деревни до деревни соседа и отправляем героя нападением точно ко времени возврата дубин после атаки, два-три визита и желание ходить пропадет, параллельно с этими контратаками, желательно отправлять в «гости» империанцев(если таковые уже имеются в наличие). Если немец достаточно опытен, то контратаки конным героем не принесут желаемого эффекта, поскольку у немца уже будут стоять копья, на которых герой с вероятностью 100% сложит буйну голову, не добившись желаемого результата. Следовательно нужен будет пеший герой и довесок к нему в виде легионера, это делается для того чтобы снизить скорость империанца, которая равна скорости дубины. 
- Галлы, фарм с их стороны фалангами встречайте смело группой легионеров и стеной, громов необходимо избегать до тех пор пока уровень стены не будет 10 уровня и не будет достаточного кол-ва легионеров. Ловить громов на возврате – мегамазохизм, но… теоретически можно.
- Рим, ваше развитие должно быть более динамичным нежели у собрата по расе, все та же самая ловля на возврате и сейв ресурсов.


3. Герой
Строим таверну и нанимаем героя легионера (империанца), он будет вашим основным героем, первые скиллы кидаем в нападение, вторые 5 в регенерацию, все остальное в % атаки. Мой выбор героя пехотинца обусловлен следующими факторами:
- низкая цена и быстрая регенерация
- герой не побежит впереди катапульт, не нужен вам конь
С плюсами и минусами героев можно ознакомиться здесь.

4. Столица
Фарм налажен, торговля идет, пора задуматься о выборе будущей столицы…
Самое сложное это собрать ресурсы на постройку поселенцев, даже не собрать, а сохранить их… 

По сути варианта всего три:
Оптимистичный – за период существования аккаунта суметь договориться с активными соседями и не трогать друг друга…

Пессимистичный – настроить кучу тайников…

Реалистичный – поднять уровень фарма позволяющий за короткий промежуток времени собрать необходимое кол-во ресурсов вкупе с ресурсными полями…

Также необходимо перед постройкой поселенцев отловить на возврате и устроить непрерывные рейды к особо докучливым и несговорчивым соседям, период посещения – 1 раз в 20 минут, кол-во – по возможности…
Выбор столицы – это должна быть клетка с 15 зерновыми полями и максимальным количеством зерновых оазисов в радиусе трех клеток от нее(но… это может быть клетка с 9 полями и обычная 6ка, на кол-во армии это никак не влияет, влияет исключительно на кол-во затрат по золоту, которое будет просто улетать при обмене ресурсов на зерно необходимое для прокорма). Таковая клетка зачастую бывает занята более проворным немцем. Если немец не входит в число топовых игроков, не принадлежит к альянсу который густо заселяет ваш район, у вас много времени и масса нереализованных амбиций. Заселяем клетку соседнюю со своей стартовой деревней, отстраиваем ее и выходим в стартовой деревне на катапульты, строим Пункт сбора 20 уровня, 100 катапульт и в одну из бессонных ночей, желательно с пятницы на субботу или с воскресенья на понедельник, отправляемся в гости. К этому времени уже необходимо подготовить 3 поселенцев и во второй деревне изучить, построить и проапать в кузнице доспехов легионеров и преторианцев (соотношение 1 к 3). Заселив 15ку, отстраиваем кроповые поля, стену до 10 уровня и ставим туда деф, продолжая развивать. Вторую деревню необходимо сделать дефовой.
Про развитие и специалиализацию деревень, можно почитать здесь.
Если же таковой клетки нет рядом или там поселился замечательный жирный сосед, отправляем поселенцев чуть подальше к свободной клетке, отстраиваем в стартовой деревне рынок и торговую палату ( у Рима плохие торговцы, без торговой палаты КПД будет очень низким). Все ресурсы должны идти непрерывным потоком в будущую столицу. В новозаселенной столице не следует строить дворец, постройте резиденцию, она дешевле и позволит гораздо раньше выйти на поселенцев и заселить третью деревню. 
Фарм из столице необходимо начинать сразу, как только позволит прирост зерна, меняем зерно на ресурсы НПС торговцем. Строим все необходимое для империанцев и запускаем их производство.


5. Путь дефера
Все описанное, может пойти прахом в связи:
- с низким онлайном
- мегактивными соседями
- критическими ошибками
- да и много чего может произойти, провайдер, электричество, коллега на работе вломил и тд
Если хватит силы духа и времени можно попытаться заново все поднять, можете поставить аккаунт на удаление, а можете и продолжить игру и обучение, но уже в качестве деффера, очень нужная и важная роль в игре.
Итак, Вас слили, вы потеряли все свои активы, не отчаиваемся. Идем в академию и изучаем преторианцев, начинаем их активное производство, соотношение 1 легионер к 2-3 преторианцам. На период постройки армию лучше всего отправлять куда-нибудь в дальние края на мертвые деревушки. В каждой полностью отстроенной деревне должно быть дефа ровно столько, чтобы напротив пр-ва зерна стояла цифра 0.
Наступило время задуматься об альянсе.
Будучи дефером (хорошим дефером) Вас с распростертыми объятиями примут фактически в любой альянс. Если вы умудритесь выжить в течение первого полугода и Вам не надоест играть, то ничто не мешает построить оффовую деревню в большими конюшней и казармой и наверстать упущенное, а может и отомстить …


6. Несколько советов
Кузницы – крайне необходимо незабывать своевременно улучшать свою армию в кузницах оружия и доспехов.

Ратуша – следует обратить особое внимание на данное здание и непрерывность проводимых в ней праздников, чем больше у вас будет культуры, тем больше деревень сможете заселить(захватить). 

Фарм – фармить нужно непрерывно, даже если ваша группа ничего не вынесла, зачастую пустая ходка обусловлена не игрой кормушки, а более расторопным конкурентом. Если нападают на вас, необходимо менять НПС торговцем ресурсы и тратить их, чтобы нападающий ничего не выносил, впоследствии особо упорных ловить на возврате.
Не стоит ставить против фарма деф, это неэффективно по нескольким причинам, как мы уже решили, преторианцы нам пока не нужны, а легионеры должны ходить грабить, а не отбиваться, далее малый деф не остановит агрессора, а только обозлит его. В данной ситуации все как в жизни, если вас бьют не стоит надеяться на то, что кулак врага отскочит от вашего лица и убьет его самого. 

Армия - самый важный актив, она должна увеличиваться непрерывно, своевременно апаться в кузницах, на период отсутствия в сети, необходим сейв на мертвяках. Даже если вы уходите на полчаса, отправьте, лишним не будет. Всегда будьте уверены, враги – не спят, не гуляют, не едят, не совершают ошибок, не имеют семьи и не ходят на работу. Только с таким настроем есть шансы на успех.

Стена – минимум 10 уровень, римская стена с относительно небольшим кол-вом дефа позволяет отлично отбивать атаки врагов, если конечно у приходящих нет таранов. Но как показывает практика, пока петух не клюнет, за постройку таранов никто не берется.

Общение
Молчание – золото. 
Основные предложения:
- не нападай, давай дружить
- клепай мне деф, а я за тебя всех порву
Полный игнор, подобного бреда, выбирайте сами с кем дружить и что делать.

Альянс – Если Вы случайно попали в альянс, с которым, мягко говоря, вам не по пути, не стесняйтесь зайти в посольство и нажать выйти из альянса. Вступать надо не туда куда зовут, а туда, куда трудно попасть. Налог в альянсе – ЗЛО, ежедневные поборы – удел неудачников. НО… не исключено, что периодически придется отсылать ЧВР тем из товарищей, которые попали в беду, это может случиться с каждым, все хорошее к Вам вернется. Также в альянсе есть хорошие шансы найти себе приличного заместителя(ей). (с) Дэл